Хупа. Еврейская свадьба. Фотограф Екатерина Жевак

Хупа. Еврейская свадьба.

Еврейская свадьба называется Хупа. В буквальном смысле Хупа — это прикрепленный к четырем шестам, красиво украшенный балдахин, символизирующий будущий дом молодоженов, который, подобно шатру Авраама и Сары, всегда будет открыт для гостей. Обычно он крепится к 4 опорам, имеющим свою символику, либо держится в руках четырьмя помощниками. В течение всей церемонии пара молодоженов стоит под Хупой.

Существует старинный обычай ставить Хупу под открытым небом, напоминая тем самым, что Всевышний обещал Аврааму:

«Взгляни на небо и сосчитай звёзды — сумеешь ли ты их сосчитать?..

Столь же многочисленным будет потомство твоё!»

Для того, чтобы церемония бракосочетания была проведена с соблюдением всех правил, ее проводит раввин. На обряде должен присутствовать миньян (10 евреев мужчин), а также два свидетеля, которые не являются родственниками между собой или для молодоженов.


Порядок проведения церемонии

 ·    Перед началом свадебной церемонии в отдельной комнате подписывают Ктубу — брачный договор. Подписание Ктубы проводится раввином в присутствии жениха и двух свидетелей, которые скрепляют этот документ своими подписями.

·      В начале церемонии жених покрывает лицо невесты, тем самым показывая, что он берет на себя обязанность заботиться о ней. Согласно древней традиции европейских евреев, фата закрывала лицо невесты полностью. Поэтому свидетели должны были удостовериться, что скрывающаяся за ней девушка является той самой невестой, чтобы избежать повторения истории, произошедшей с праотцом евреев Яковом, взявшем в жены Лею вместо ее сестры Рахель.

·      Жених (слева) и невеста (справа) становятся под Хупу.

·      Невеста вместе с родителями которые сопровождают молодоженов к Хупе, семь раз обходит вокруг жениха, прежде чем встать возле него. Отцы стоят рядом с женихом, матери — рядом с невестой.

I.   Кидушин

·      Раввин подносит молодым бокал вина и произносит слова благословения Б-гу и молодоженам.

 «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и предостерегший нас от кровосмешения, запретивший нам невест и разрешивший их нам лишь после того, как они станут нашими жёнами посредством хупы и кидушин. Благословен Ты, Г-сподь, освящающий народ Свой, Израиль, с помощью хупы и кидушин».

·      После того, как молодые отпивают из бокала, происходит завершающая стадия кидушин — обручение жениха и невесты.

·      Раввин приглашает свидетелей подойти поближе, а жених в присутствии 10 из них надевает невесте обручальное кольцо на указательный палец, произнося:

«Ты посвящена мне этим кольцом по закону Моше и Израиля».

·      Раввин зачитывает Ктубу (брачный договор). Принято зачитывать арамейский оригинал ктубы, а после —  перевод ее основного содержания на тот язык, на котором общаются члены общины.

Жених правой рукой подаёт её невесте, а та принимает её также правой рукой. С этого момента Ктуба является ее гарантией на весь срок замужества. Все пункты контракта давно известны, представляя собой 10 обязательств мужчины перед женой и 4 пункта прав относительно нее.

II.          Нисуин

·   Наступает черёд семи благословений:

1. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы».

2. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший всё во славу Свою».

3. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, создавший человека».

4. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, создавший человека по образу Своему, по образу и подобию Своему сотворил Ты его и воздвиг для него из плоти здание вечное. Благословен Ты, Г-сподь, создавший человека».

5. «Пусть возвеселится и возликует бесплодная, когда соберутся к ней в радости её сыновья. Благословен Ты, Г-сподь, радующий Сион сыновьями».

6. «Возвесели же дружную любящую пару, как веселил Ты в древности в райском саду сотворённого Тобою. Благословен Ты, Г-сподь, радующий жениха и невесту».

7. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший веселье и радость, жениха и невесту, ликование, пение, торжество и блаженство, любовь и братство, мир и дружбу. Да зазвучат вскоре в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, ликующие возгласы в честь женихов, стоящих под хупою и песни пирующих юношей. Благословен Ты, Г-сподь, радующий жениха с невестой».

·      Молодожёны снова отпивают вино — уже в качестве мужа и жены.

·      Жених правой ногой разбивает бокал.

Разбивание женихом бокала отсылает к клятве, которую дали изгнанные из Иудеи евреи после разрушения Первого Храма:

«Если забуду тебя, Иерусалим, — пусть отсохнет моя правая рука. Пусть прилипнет язык мой к нёбу, если не буду помнить о тебе, если не поставлю Иерусалим во главу веселья моего».

«Глава веселья» — это ли не веселье в честь создания новой еврейской семьи? Поэтому именно в этот момент вспоминается, что Храм разрушен, что большая часть еврейского народа всё ещё пребывает в изгнании. Поэтому именно в этот момент жених разбивает бокал — в знак нашей скорби, в знак того, что радость наша не полна.

Гид по основным символам

Ктуба 

Брачный контракт, который еще до церемонии подписывается в присутствии двух свидетелей.

В Ктубе прописано, что семья будет строиться на любви, во взаимоуважении и основываясь на еврейских традициях.

Кроме того, там перечислены обязанности жениха. Документ имеет статус юридически обязывающего соглашения.

Хупа

Прикрепленный к четырем шестам навес, символизирующий будущий дом молодоженов; балдахин открыт со всех сторон — значит, гости всегда будут желанными в их доме.

Вся церемония бракосочетания молодоженов проходит под Хупой.

Хупа — это и название самой церемонии.

Хакафот

В начале церемонии принято, чтобы невеста обходила вокруг жениха против часовой стрелки семь раз.

Когда сыны Израиля, перейдя через Иордан, под предводительством Йеошуа воевали за Святую Землю, важной целью для них был город Йерихон, обнесенный крепостной стеной. Тогда еврейский народ обошел городские стены семь раз, пока они чудесным образом не рухнули на землю. Проводя параллель с этими событиями, невеста обходит вокруг жениха семь раз, чтобы разрушить любые стены, которые могут их разделять.

Кидуш

Это два бокала вина, выпиваемые молодоженами во время церемонии; один из них символизирует обручение, а второй — саму женитьбу.

Жених и невеста разделяют оба бокала, тем самым знаменуя обязательства, которые берут на себя в совместном будущем, включая печали и радости.

Шева Брахот

Семь свадебных благословений, включающие восхваление Б-га, молитвы о мире в Иерусалиме и просьбы о том, чтоб замужняя жизнь была счастливой.

Кольцо

Жених надевает кольцо на указательный палец невесты в присутствии ближайших свидетелей, произнеся слова, что этим кольцом она посвящается ему «по закону Моисея и Израиля».

Разбивание бокала

В финале церемонии жених разбивает ногой бокал — это напоминает молодоженам, что жизнь состоит из печалей и радостей: даже в самые радостные моменты жизни евреи должны помнить о разрушении Храма и многовековом изгнании.

Religious wedding